Воскресенье, 22.06.2025, 00:13
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 12 » Улицы суздаля
07:34
 

Улицы суздаля

УЛИЦЫ СУЗДАЛЯ И ИХ СТАРИННЫЕ НАЗВАНИЯ

Суздаль. Торговые ряды, река Каменка, вид на кремль.Торговые ряды, река Каменка, вид на кремль. Фото: Владимир Сухов.

На наших глазах Суздаль становится городом с разнообразными возможностями для отдыха, развлечений и различных видов туризма. На отечественном и зарубежном рынках туристических услуг Суздаль, прежде всего, привлекателен как энциклопедия провинциальной городской жизни. Такие города, как Суздаль, складывались веками, и в них постоянно что-то менялось, перестраивалось. Человек, вмешиваясь в естественный процесс, форсировал изменения названий улиц, переулков. Суздаль всегда был богат древностями, поэтому современные пилигримы неслучайно проявляют интерес к его языческому и христианскому периодам и местам, с ними связанным. В каждом из названий заложен ценный исторический материал.

Переименование в Суздале старинных улиц и слобод сродни переименованию Екатериной II реки Яик в реку Урал с целью уничтожения памяти о Е. Пугачеве. Иначе, как можно объяснить, что ул. Дворянская стала Пролетарской. Стремление большевиков «разрушить все до основания» не обошло и Суздаль, хотя в нем никогда и не было бурных революционных событий. После революции 1917 года были переименованы почти все старинные улицы в Суздале, такие как Рождественка, Скучилиха, Застенная и др. Соответственно их называли: ул. ВЦИК, ул. 1-я и 2-я Динамо, ул. III Интернационала. В 70-е годы их ещё раз переименовали, сейчас это улицы: Кремлёвская, Пожарского, Шаховского, Спасская. Многочисленные наименования улиц (а в Суздале их более 90) типа Колхозная, Механизаторов, Профсоюзная, Комсомольская, Молодежная, Октябрьская, Советская и т.д., говорят всего лишь об одной странице его тысячелетней истории. Наряду с переименованиями (порой по несколько раз) Суздаль сохранил древние топонимы. Интересен даже простой перечень старинных названий: Суздаль, Гремячка, Стромынка, Борисова сторона, Нетека, Красная горка, Иванова гора, Щепачиха, Всполье, Воротищенский переулок, Пинаиха, Бамбуриха и др.

Топонимы Суздаля - это ценный информационный материал, которого, к сожалению, не так много, как кажется, т.к. гипотезы о происхождении многих названий находятся чаще всего на начальной стадии научных обоснований или их нет вообще. Например, версий происхождения самого названия «Суждаль - Суздаль» существует несколько, но на сегодняшний день ни одну из них нельзя считать окончательной. По мнению М.В. Седовой, наиболее доказательной является точка зрения современного лингвиста - О.Н. Трубачева, считающего слово «Суздаль» русским по происхождению и являющимся отглагольным образованием от древнерусского «съдать- создать». Вот другое название - ул.Щупачиха (Щепачиха). Происходит оно от слова «щупок» (своеобразная таможня), где проверяли возы и взимали налог в архиерейскую казну. Обследовали возы с помощью щупки - длинной палки с крючком на конце, с помощью которого и находили в сене мелкие товары. Возы щупали, сено щипали, как говорили во все времена. Отсюда и пошло двойное название: Щупачиха или Щепачиха. Наименование «Щепачиха» получила одна из улиц недалеко от Музея деревянного зодчества, т.к. старая Щупачиха носит имя Толстого.

Обратимся к архитектурной оси Суздаля - реке Каменке, притоками которой за тысячелетнее существование Суздаля были Мжара и Гремячка, уже исчезнувшие. Слово «Каменка» - это перевод с мерянского языка. Кстати, название села Кидекша, находящегося в устье Каменки, имеет значение «рукав реки» и состоит из двух слов «ки» - камень и «тагес» - рукав. Мжара - (тюркс.) большая телега с сеном (по Б.Э.СД) или от «мжа» - мокрое место (по словарю Даля). Другим притоком Каменки была речка Гремячка, имевшая, как и Каменка, на дне холодные, обжигающие ключи. По преданию, строители пытались пустить воды Гремячки по оврагу, огибавшему валы окольного города (посада) с севера, но вода не пошла. Овраг дал название ул. Нетеке, а Гремячка возродилась в одноименных улице и переулке, там, где и протекала. Анания Федоров в своей книге «О богоспасаемом граде Суждале» упоминает небольшой поток Губицу, впадавшую в р. Мжару. У Спасо-Евфимьева монастыря есть овраг Дебрь, название которого говорит само за себя: в распутицу это место и сейчас труднопроходимое. В заливных поймах реки Каменки были обширные луга. В Суздале взято под охрану 11 лугов, в том числе Андреевский, Михайловский, Перунов, сейчас - Ильинский, «Луг ворон», «Луг Болтоусов», Архиерейский или Кремлёвский и другие.

С рекой Каменкой связаны древнейшие топонимы Суздаля - ареолы, относящиеся к языческому периоду и отраженные в таких названиях, как Перуново капище, Красная горка, Иванова гора. Красная горка праздновалась 21-го марта (1 белояра). Это день весеннего равноденствия, начало нового года. И в этот день русичи выходили на родовые угодья, почитали предков, кормили птиц, вспоминали о рождении мира. Совершались многочисленные обряды, нашедшие отражение в фольклоре. Перуново капище (на его месте церковь Ильинская). Перун - бог громовик, бог войны, в христианской мифологии замещен Ильей-пророком, в фольклоре - Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Капище не имело ни начала, ни конца, оно было круговым и слитым с природой. Идол стоял вкопанным в землю, и она существовала прежде всего для него, а люди образовывали за идолом свой круг для совершения языческого обряда. Иванова гора. В народной традиции имя Ивана Купалы связано с массовым купанием в реке в самую короткую ночь в году, когда, по поверьям, нечисть вредит во всю мочь и спать нельзя. На Ивана Купалу бытовало множество примет: обильная роса - к хорошему урожаю огурцов, к теплу. «После Ивана не надо жупана». «Ивановские дожди лучше золотой горы» и т.д. С народными традициями в честь дня солнцеворота и Ивана Купалы слился праздник в честь Рождества Иоанна Крестителя (Предтечи) - 7-е июля и с введением христианства в канву купального праздника включились христианский молебен, крестные ходы на водоемы, а все остальное от Ивана Купалы идет своим чередом.

Человека, познакомившегося с Библией, круговое языческое капище не устраивало ни в религиозном, ни в эстетическом, ни в обрядовом понятиях. Усложнившемуся мировоззрению хорошо отвечал новый архетип образа мира. Людям суздальской земли 11-12 вв. были знакомы и язычество, и новое христианство (подтверждено археологическими раскопками). Христианская церковь, видевшая в язычестве страшную ложь о Мире и Боге, направляла свои усилия на борьбу с язычеством за человеческие души. В «Слове о законе и благодати» митрополит Илларион подчеркнул: «Родился Сын, а не раб». Человек учился жить, следуя христианским принципам: именно в храме полностью звучит слово Божье и ответное слово паствы, и отдельного человека. Поэтому в Суздале не случайно было построено столько храмов - образов микрокосмоса. Каждый из них утверждал правду о Христе. Со строительством христианских храмов расширяется значение магического круга - оберега. С принятием христианства древнерусские города начинают формироваться как выдающиеся творения рук человеческих. В Суздале самыми обширными являются топонимы, связанные с церковными сооружениями: Рождественский собор, многочисленные названия приходских храмов - Знаменская, Смоленская, Антипьевская, Никольская и другие; наименованиями монастырей - Ризоположенский, Спасо-Евфимиев, Покровский, Александровский, Васильевский.

Ядром древних городов становился кремль (город, детинец, кремль) - цитадель, окруженная валом и рвом. А затем появились еще оборонительные кольца - окольные города или посады. Всю совокупность названий внутри городских объектов принято обозначать словом «урбанонимы» - «урбус» (лат. «город»). Несмотря на перепланировки, Суздаль сохранил в основном свою древнюю градообразующую систему, что нашло отражение и в урбанонимах. Более старые из них создавались естественным порядком в результате застройки города. Новые названия чаще всего бывают результатом единовременных актов наречения, а не отражают ни сторон создания, ни перестройки. Например, ул. Теремки - это «Теремницы» или «Теремищи» - место, где был дом князей Суздальских. Лоунская названа в честь г. Лоуны - родины Отокара Яроша - героя двух народов (Героя Советского Союза и Чехословакии).

Из всех видов топонимов - урбанонимы меняются особенно быстро, поэтому интересны те, что сохранились. Урбанонимы - это своеобразная и сложная система, тем более что улицы в Суздале не изначальны. Источником образования улиц в Суздале были кремль, окольный город, монастыри, стороны, слободы, мосты, ворота, пути сообщения, реки и дороги. Названия улиц Стромынка, Владимирская, Большая Ярославская произошли от названия дорог во Владимир, Москву, Ярославль, Ниж. Новгород, Ростов. Слова «улица» и «дорога» близки по значению. Слово «дорога» создано с помощью суффикса «-иц» от слова «ула» (родственное «улей»), утраченного ныне славянскими языками и имевшего значение «пустое пространство, очищенное от леса». Такое же значение было первичным для праславянского слова «дърга», давшего наше - «дорога». Иногда дороги совпадают с улицами, а в некоторых диалектах и разговорной речи эти слова взаимозаменяемы (ул. Стромынка). Сторомынка - получила название по московской улице Стромынка, которая была в древности частью дороги из Москвы через Черкизово, в село Стромынь и доходила до Суздаля. В ряде названий Суздаля отражены ландшафт, социальная принадлежность, род занятий или имена городских обывателей: Гончарная, Заречная, Бамбуриха, Садовая, Орехов переулок, возможно, Пинаиха и Ярунова гора. Особое значение в урбанонимике занимают слова «ворота» и «мост», т.к. эти места всегда обрастали домами (слово «дом» от «домос» - греч. «строю»). Никольские и Дмитриевские ворота назывались по одноименным монастырям, Ильинские - по церкви, Водяные - по выходу к воде (Каменка).

В названиях Суздальских улиц есть интересный урбаноним - Воротищенский переулок. Он находится на месте дороги на Ниж. Новгород и ворот посада в посадском остроге. В 12 в. в кремле и окольном городе сложились два центра с Соборной и Торговой площадями. Помимо Торговой площади на посаде вне укреплений возникла еще одна площадь, названия которой менялись: Лесная, Сенная, Хлебная, Конная. Сейчас - это Красная площадь (красный - живописный, красивый или расположенный на солнечной стороне). Нередко в урбанонимах суздальских улиц, переулков повторяются названия монастырей и церквей: Васильевская, Дмитриевская, Покровская, Ильинская, Борисова сторона...

Самым насыщенным в истории строительства в Суздале стал 18 в. Когда по указу Петра I от 1717 г. каменное строительство в монастырях было прекращено, интенсивнее стали застраиваться посад и слободы. Слово «слобода» произошло от слова «свобода», встречающееся во всех славянских языках. У нас им называли независимость крестьян от крепи, поселение, где они жили, селения около города. В слободах проживали преимущественно люди одной профессии, одних занятий, промыслов. Слободы Дмитриевская, Борисовская, Ивановская, Андреевская принадлежали архиерею, Кожевенная - посадским людям, Пушкарская была городской и т.д. В Суздале слово «слобода» употреблено в названии Слободская улица, на ней находится дом купца Лихонина. Названия слобод повторилось в названиях улиц Пушкарская, Гончарная, а названий таких слобод, как Кожевенная, Никольская, Скучилиха, Стрелецкая, на современной карте нет. Хотя суздальцам по сей день не безразлично, как названы их улицы, на которых они живут, переименования продолжаются. Хорошо, что близлежащее с. Коровники дало название улице. Приходится сожалеть, что не стало «Бутырки» (селение на отшибе) у Спасо-Евфимиева монастыря, что мало кто помнит такой топоним как «Божедомка» - часовня за городом, где и собирались «божьи люди».

По воспоминаниям старожилов, в Суздале несколько мест называли «Кулачками», в частности, на Каменке у Покровского моста и у Большого моста. Это интересное название связано с народной потехой - кулачными боями, игрищами, которые проходили на праздниках, во время братаний. Кулачные бои («стенка на стенку»), как героическая забава, сохранялись на Руси более тысячи лет. О их живучести свидетельствует указ Екатерины I «О кулачных бойцах», регламентировавший правила этого развлечения. Живучесть кулачной забавы объясняется тем, что она была своеобразной проверкой смелости, силы и честности, состязанием в память о доблести павших в сражениях. Такие игры обычно заканчивались пирами соперников.

Любое название - это поиск. Неслучайно лингвистов называют «археологами без лопат». В топонимике Суздаля остается много спорного, неясного и неисследованного. В Суздале, являющемся редким градостроительным ансамблем, заслуживают большего внимания и те древние исторические названия, которые сохранились или извлекаются из забвения, и те, что даются сегодня. Реставрация культурного наследия включает и реставрацию такого ценного пласта, как топонимика, и выбор форм наречения новых улиц в древнем городе не может быть случайным, а иначе потомки будут гадать: «В честь кого из Толстых переименовали древнюю «Щупачиху» и вообще, зачем это сделали?» и т.д. Исконные названия старинных улиц, переулков, площадей, пришедшие из глубины веков, надо беречь как любые памятники истории и культуры.

На отечественном и зарубежном рынках туристических услуг Суздаль, прежде всего, привлекателен как энциклопедия провинциальной городской жизни. Такие города, как Суздаль, складывались веками, и в них постоянно что-то менялось, перестраивалось. Человек, вмешиваясь в естественный процесс, форсировал изменения названий улиц, переулков. Топонимы Суздаля - это ценный информационный материал, которого, к сожалению, не так много, как кажется, т.к. гипотезы о происхождении многих названий находятся чаще всего на начальной стадии научных обоснований или их нет вообще.

Просмотров: 17732 | Добавил: yousenglad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz